Прежде чем приступить к работе над материалом, авторы специально приезжали в Чебоксары, чтобы познакомиться с коллективом театра.
Либреттист Карина Шебелян посетила Чувашский национальный музей, где проходила выставка, посвященная истории Сурского рубежа, а также Музей чувашской вышивки и Государственный исторический архив Чувашской Республики. Рассказы сотрудников музеев, а также материалы, которые они предоставили, очень пригодились в работе над либретто. Композитор Екатерина Иванова-Блинова изучила особенности чувашской национальной музыки, пообщалась с местным искусствоведом, а также предварительно послушала солистов и оркестр театра, чтобы учесть все особенности коллектива.
Либретто оперы — полностью оригинальное произведение, в основе нет никаких художественных первоисточников. Сюжет строится вокруг реальных событий 1941−1942 гг., когда на территории Чувашии, в глубоком тылу, шли работы по строительству оборонительных рубежей на случай, если враг прорвет оборону, займет Москву и двинется дальше на восток. Трагические события времен Великой Отечественной войны переплетены с фольклорной линией, чувашскими легендами, их тайнами и героями. Юную главную героиню зовут Парчакан Юманова, она живет в небольшом селе на берегу реки Сура, чувствует связь с предками и землей, на которой родилась. У Парчакан остро развито мистическое мышление, она верит в то, что чувашские боги и обряды — это не просто фольклорное наследие, а нечто большее. У нее есть возлюбленный Егор Мельников, который уходит на фронт и пропадает без вести. С началом войны жизнь ее родного села и людей вокруг кардинально меняется. По разнарядке Главного управления оборонительного строительства прибывает молодой инженер Дмитрий Гаршин, он объявляет всеобщий сбор среди населения: необходимо начать строительство рубежей. В селе остались лишь женщины, старики и дети, и именно им предстоит выполнить эту тяжелейшую задачу. Сознание Парчакан плохо справляется с горем, которое начинает ее окружать, реальность для нее сливается с миром легенд и она ищет помощь и утешение. Через главную героиню в либретто совмещаются исторические факты с миром фольклора. Таким образом, авторы стремились показать все многообразие истории чувашской земли.
За декорации и костюмы оперы «Сурский рубеж» отвечает театральный художник из Санкт-Петербурга Елисей Шепелев. Он уже представил концепцию оформления в театре, по его задумке в декорациях будет совмещен конструктивизм советского времени и национальные символы, характерные для чувашского декоративно-прикладного искусства. Режиссером оперы станет Ирина Гаудасинская, одна из победительниц прошедшего недавно в Москве Пятого Международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-Опера». Хореографом постановки будет Алексей Рюмин — ведущий солист Чувашского государственного театра оперы и балета, балетмейстер, лауреат международных конкурсов. Он же исполнит единственную, но очень яркую балетную роль в спектакле — дракона-оборотня Вере Селен, злого духа и посланника войны.
Коллектив театра активно включен в ежедневную репетиционную работу.
www.opera21.ru