Спектакль по мотивам дневников Марины Цветаевой и её «Повести о Сонечке»
Премьера: 27 января 2021
Постановщики
Режиссёр-постановщик и автор инсценировки — заслуженная артистка России Нина Мещанинова Сценография — заслуженный художник России Александр Орлов Костюмы — Яна Глушанок Композиторы — заслуженный деятель искусств России Владимир Дашкевич, Екатерина Иванова-Блинова Арт-видео — Тимофей Мокиенко, Анна Амплеева Художник по свету — Валерий Нефёдов Проекция — Евгений Хромов Ассистент режиссёра — Ольга Трушина
Конец Cеребряного века — то время столетие назад, московское, переломное, канун 20-х и сами 20-е, когда настоящее скудно и бедно, прошлое просматривается отчётливо, а будущее совершенно туманно…
Спектакль по мотивам дневников Марины Цветаевой и её «Повести о Сонечке»
Конец Cеребряного века — то время столетие назад, московское, переломное, канун 20-х и сами 20-е, когда настоящее скудно и бедно, прошлое просматривается отчётливо, а будущее совершенно туманно.
Прелестная молодая актриса с неповторимой индивидуальностью Сонечка Голлидэй, воплощение любимого цветаевского женского типа, дерзкая и сентиментальная, несчастливая в любви, обречённая рано умереть, и вместе с ней молодые вахтанговские студийцы Володя Алексеев и Юрий Завадский…
Все они сходятся у Марины, самой старшей и одарённой из них — читают стихи, изобретают сюжеты, цитируют любимые сказки, смеются, влюбляются. Поэты и щёголи, романтичные студийцы вахтанговцы, театральная молодёжь, голодная и талантливая, нежная и обречённая, всё «самое-самое и последнее» к ногам инфанты. И любовь… Любовь, которая правит судьбами людей…
А кто лучше всех сказал о любви? Вы удивитесь — именно Сонечка. Ведь именно она говорит — я люблю любить… Образ замечательной Сонечки, который лучше всех мужских и женских образов любила, сохранила и донесла до нас Марина Цветаева.
А потом кончилась молодость, век Cеребряный стал железным, и все разъехались или умерли. Потому что так бывает всегда…
В музыке спектакля переплелись две линии. Одна из них воплощена в романсах (музыка Владимира Дашкевича), которые поёт сама режиссёр — Нина Мещанинова. Сквозь призму этих романсов, по мысли режиссёра, Марина вспоминает саму себя в молодости. А другая линия — музыкально-игровая (музыка Екатерины Ивановой-Блиновой), где можно услышать и аргентинское танго, и испанское фламенко, и русский хоровод — в этом смешении стилей вся молодая дерзость, успеть попробовать всё, окунуться с головой в залихватский танец жизни!
В спектакле удачно воссоздана атмосфера, которой дышала московская богема в трудную зиму 1918−1919 годов, когда прежняя жизнь и блистательный Серебряный век русского искусства оказались перевернутой страницей. В театре «Комедианты» появился незаурядный спектакль, умно и без излишних «наворотов» рассказывающий о творчестве Марины Цветаевой и судьбах ее современников. И это воистину событие и счастье!
Мария Кросс
Театральный критик
Читать рецензию полностью
Театр+ июнь 2021 / 15 июня 2021 г.
«Пока вы есть – все хорошо»
Со сцены театра «Комедианты» зазвучали драгоценные строки стихов и прозы Марины Цветаевой… Спектакль «Марина! Какое счастье!» по мотивам «Повести о Сонечке» и дневников гениального поэта создала заслуженная артистка России Нина Мещанинова, выступившая не только в качестве режиссера-постановщика, но и автора инсценировки, исполнительницы романсов и роли Марины Цветаевой в эмиграции.
В спектакле удачно воссоздана атмосфера, которой дышала московская богема в трудную зиму 1918−1919 годов, когда прежняя жизнь и блистательный Серебряный век русского искусства оказались перевернутой страницей. Это было время сурового быта, по словам актрисы Софьи Голлидэй, героини «Повести о Сонечке». Потому так минималистична сценография, представленная огромным, устремленным в небо мансардным окном (художник Александр Орлов): Цветаева с дочерями жила тогда на чердаке, где до неба было рукой подать.
Зрители с ходу погружаются в легкие, крылатые, полные поэтических образов и глубокого смысла диалоги Цветаевой (Екатерина Культина) и поэта Павла Антокольского (Евгений Талашманов) — поклон автору инсценировки и артистам! На сцене кипит жизнь: Сонечка (Мария Смольникова) страдает от безответной любви к будущему известному режиссеру Юрию Завадскому (Виталий Ковалев), поверяет свои секреты Марине, которая, в свою очередь, ведет задушевные беседы с Завадским и еще одним вахтанговским студийцем Володей Алексеевым (Константин Красиков), чье внутреннее благородство, стойкость в неразделенной любви и своих убеждениях вызывают уважение и восхищение. Царственно и мудро возвышается над происходящим Марина — полная жизни, любящая, щедро одаряющая и все же слегка отстраненная, прозревающая иную реальность.
Сонечка — маленькая драгоценность, о которой так тепло пишет Цветаева — в исполнении Марии Смольниковой, актрисы студии Дмитрия Крымова, невероятно искренна и харизматична. Милый крутой лобик, тугие завитки вьющихся волос, умные глаза, волевой маленький рот, беззащитная трогательная шейка. Миниатюрная хрупкая женщина с незаурядной индивидуальностью и непростым характером. Ее проникновенные неторопливые монологи о любви покоряют и открывают зрительские сердца. И потому так сочувствуешь Сонечке в по-детски забавных проявлениях ее ревности к обожаемой всеми Марине. Невероятная искренность, душевная честность и открытость Сонечки Голлидэй, Володи Алексеева и других героев чрезвычайно привлекательны. Не удивительно, что об их душевной теплоте с тоской вспоминала Цветаева в эмиграции.
Романсы на стихи Марины Цветаевой (музыка Владимира Дашкевича и Екатерины Ивановой-Блиновой) в проникновенном исполнении Нины Мещаниновой, проходящие контрапунктом через весь спектакль, увлекают в стихию творчества поэтессы, возвышают над обыденностью и прозой.
Особенную прелесть постановке придает участие в ней юной актрисы Алисы Мынай, играющей дочь Цветаевой Алю — талантливого и умного ребенка, достойного своей гениальной матери. Ангельская чистота и мудрость Али, по-детски ободряющей Марину, Володю и Сонечку, ясно и просто рассказывающей о Боге, трогательны и прекрасны.
В театре «Комедианты» появился незаурядный спектакль, умно и без излишних «наворотов» рассказывающий о творчестве Марины Цветаевой и судьбах ее современников. И это воистину событие и счастье!"